Вход



Напомнить пароль
Регистрация

Предложить Статью

Вы можете подсказать нам полезную тему для статьи, а также предложить опубликовать вашу или чужую статью (а мы попытаемся договориться с правообладателями). Вместе мы можем быстрее наполнить сайт интересной и полезной информацией!

Введите цифры и буквы

Как развиваются редакционные стандарты новых медиа

Таисия Ларот, 13 февраля 2015, 13:58
1
Социальные сети, мессенджеры, блоги и технологии серьезно изменили ландшафт современных медиа. Повлиял ли прогресс на основу основ любого СМИ – редакционные принципы? Нужна ли цифровым медиа обновленная редакционная политика или традиционные стандарты удовлетворяют сегодняшним требованиям? Ответы на эти вопросы ищите ниже.
.
В начале сентября институт исследования журналистики Reuters опубликовал отчет об эволюции редакционных стандартов в современных СМИ под заголовком «Точность, независимость и беспристрастность: как традиционные медиа и их цифровые преемники подходят к редакционным стандартам в цифровую эпоху» (PDF).

Келли Райорден, автор отчета, пишет во введении к своей работе: «Журналистика в XXI веке сталкивается со многими испытаниями из-за того, что надежность традиционных бизнес-моделей пошатнулась, а интернет перенасыщен информацией. В цифровую эпоху одной из самых серьезных проблем является реорганизация процессов и правил самой журналистики. Какие журналистские стандарты (многие из которых созданы более века назад) все еще могут применяться в эру цифры? И какие из них формируют базис новой журналистики, появившейся в эпоху цифровых технологий?»

Чтобы выяснить это Келли провела интервью с шестью издательствами-лидерами своей отрасли. Представителями традиционных медиа выступили The New York Times, The Guardian и BBC, в то время как Vice, BuzzFeed и Quartz послужили примерами новых медиа.
В целом отчет получился оптимистичным: наблюдается тенденция, скорее, к расширению списка стандартов, чем к ликвидации канонов. Автор отчета цитирует Фредерика Филло, генерального директора консорциума ePresse: «Мы являемся свидетелями появления нового вида СМИ — исключительно цифровых медиа, которые преодолевают качественный разрыв с традиционными средствами массовой информации. В условиях, когда аудитория сильно сегментирована и проводит мало времени, читая наш контент, я могу лишь гадать, сколько еще времени продлится стратегическое преимущество традиционных СМИ».

новые медиа


7 новых правил

Основные выводы, которые Келли Райорден сделала в ходе исследования:

1. Современные технологии дают новые возможности по поддержанию высоких традиционных стандартов журналистики. У редакционной политики цифровой эры есть следующие преимущества:

• Возможность использования гиперссылок, чтобы продемонстрировать точность и открытость;
• Большее количество технологических возможностей для описания контекста событий и исправления ошибок в режиме онлайн;
• Возможность дать высказаться большему количеству сторон, плюрализм мнений;
• Прозрачность в дополнение к беспристрастности, но не вместо нее.

2. Верификация, размытие границ между типами контента и «нативная» реклама – основные явления, которые угрожают стандартам традиционных СМИ.

Существуют и другие угрозы:

• Возросшая скорость работы журналиста и распространения информации может угрожать достоверности и точности;
• Отсутствие линейной структуры означает, что весь контент на вид одинаков — то есть, нет четкого разделения на редакционные форматы, а значит, СМИ стало сложнее быть беспристрастными;
• «Нативная» реклама и развитие журналистики, преследующей PR-цели, могут негативно повлиять на выбор читателями объективного и достоверного источника.

3. Стандарты, применяемые к журналистике данных и работе журналиста в соцсетях, требуют дальнейшего изучения.

То, как данные выбираются, интерпретируются и анализируются, влияет на то, в каком виде они дойдут до аудитории. Как делать правильные выводы из исходных данных и как их представлять на суд читателя – пока дать однозначный ответ на эти вопросы могут немногие СМИ.

Кроме того, организации должны продолжить совершенствование рекомендаций для журналистов по работе в соцсетях: с увеличением числа популярных блогеров становится особенно важным, чтобы у журналистов был свой, отличающийся от блогеров, голос, оперирующий профессиональными аргументами.

4. Все информационные агентства должны удостовериться, соответствуют ли их регламенты новым реалиям производства цифрового контента.

Американская Некоммерческая Ассоциация онлайн-новостей уже создает собственный кодекс для современных СМИ, разрабатывая некоторые догматичные положения новых журналистских стандартов и оставляя другие на усмотрение конкретной организации или даже отдельного журналиста.

5. Идет развитие третьего типа вещателей

Стиль письма и способ подачи информации значительно отличается у традиционных медиа и у гражданских журналистов. Третий тип вещателей старается объединить в себе лучшее из обеих групп. Издания, которые начали свое развитие сразу с онлайн-платформы, такие, как Quartz, Vox и ProPublica, являются представителями этого нового типа журналистики, который объединяет редакционные стандарты текста с более «интернетной» подачей информации. Для традиционных организаций крайне важно уловить волну — без адаптации под современные условия они рискуют потерять значительную часть молодой аудитории, у которой теперь есть широкий выбор.

6. Онлайн-бизнес-издание Quartz — отличный пример того, как стандарты могут адаптироваться к новым условиям.

Так как Quartz — изначально цифровое издание, редакционные стандарты 20-ого века в их ньюсруме были бы просто неуместны. Поэтому Quartz отошли от традиционных правил и решили сфокусироваться на производстве интересного контента, которым охотно делятся в соцсетях.

Помимо этого, издание предлагает:

• Ссылки на исходные источники информации;
• Незамедлительное исправление ошибок и дополнение историй контекстом;
• Освещение нескольких точек зрения для полноты картины события;
• Прозрачность журналистской работы и точек зрения спикеров;
• Общедоступную журналистику через взаимодействие с читателями.

7. Адаптированные под новые вызовы редакционные стандарты позволят информационным сервисам привлекать новую аудиторию и делать ее лояльнее.

Любое современное цифровое издание должно придерживаться следующих принципов:

• Высокая степень прозрачности;
• Более открытые формы журналистики (открытые источники, опубликованный на всеобщее обозрение кодекс редакции, открытые данные, с которыми работали журналисты при подготовке статьи);
• Тон издания должны формировать конкретные люди, а не эфемерный бренд;
• Анализ, основанный на фактах, а не на мнениях;
• Широта идей и перспектив;
• Контент все еще должен быть точным и достоверным, но привлекательным для распространения в соцсетях;
• Интерактивность, которое позволяет читателю стать экспертом;
• Подробное разъяснение контекста, подоплеки событий.

новые медиа


Мировой опыт

Как же адаптируются разные медиа к вызовам новой эпохи?

The Guardian

В 2002 The Guardian стал первой британской газетой, которая выложила свой кодекс редакции в сеть. «В кодексе затронуты такие темы, как подлинность информации, правки в опубликованных статьях, конфиденциальность и решение проблемы конфликта интересов», — пишет Райордэн. Согласно отчету, по сравнению с BBC и The New York Times, The Guardian намного более открыт для субъективных точек зрения на своих страницах. The Guardian проверяет факты даже в блогах своих авторов, но позволяет им давать событиям оценку.

Quartz

В редакционных стандартах Quartz прописана обязательная проверка достоверности информации, однако веб-сайт не имеет штатных факт-чекеров. Вместо этого они полагаются на честно и ясно обозначенные исправления к уже опубликованным материалам. «Через социальные медиа и призывы на нашем сайте мы хотим мотивировать пользователей исправлять нас, если мы что-то неправильно поняли. Мы также абсолютно открыто публикуем информацию о внесенных правках, если они все же понадобились», — отмечает в комментарии Niemanlab главный редактор издания Гидеон Личфилд. Репортеры издания должны не стесняясь признаваться аудитории, что они чего-то не знают, вместо того, чтобы оказаться всеведущими оракулами. Quartz также публикует «гостевые» мнения, однако эти статьи редактируются в соответствии со стандартами сайта.

The New York Times

Согласно отчету Райордэн, The New York Times уже размышляет над многими из вышеуказанных проблем. Газета крепко держится за свои стандарты беспристрастности, которые в конечном итоге выстраивают репутацию бренда. «Мы чувствуем, что наши фундаментальные журналистские стандарты должны быть одинаковыми везде, вне зависимости от платформы”, — приводятся в отчете слова редактора по редакционным стандартам Times Филипа Корбетта. Интересно, что NYT отказались от создания каких-либо официальных рекомендаций по работе в социальных медиа из-за опасения, что в итоге они будут только отпугивать журналистов от их использования.

BuzzFeed

Учитывая «желтую», скандальную репутацию Buzzfeed, изданию особенно тяжело разрабатывать какие-то редакционные стандарты, а потом убеждать весь мир в том, что они их придерживаются. В отчете Келли Райорден в первую очередь разобраны прошлые фактические ошибки этого издания, а также указывется, что до 2014 года у BuzzFeed не было собственного стайл-бука (списка правописания терминов, используемых в редакционных статьях). В итоге в Buzzfeed решили, что лучший способ бороться с ошибками — это быстро их исправлять.

The BBC

У крупнейшей телерадиовещательной службы новостей в мире есть самые строгие и самые четкие стандарты по сравнению с любым другим СМИ, что, согласно отчету, может оказаться, скорее, недостатком в борьбе за внимание аудитории. В докладе предполагается, что эта строгость может также создать «ложный баланс», в котором следование за беспристрастностью может привести к искажению фактов. В BBC очень остро стоит вопрос, стоит ли продолжать быть одним из немногих абсолютно объективных новостных агентств, или стоит адаптироваться, как BuzzFeed, чтобы выжить.

Vice

Vice считают, что их редакционная политика определяется технологиями. Поскольку платформы стали окончательно открытыми, возможность (и желание) публиковать мнения, не прошедшие редактуру, продолжает расти. Вице-соучредитель и генеральный директор Vice Шэйн Смит объясняет: «Мы определенно движемся к использованию принципов создания документального кино, вроде: «Иди туда, нажми на «запись» и позволь событиям развиваться», чем к традиционной журналистской упаковке истории в определенный формат и полировке фактов. Нас обвиняют в том, что мы субъективны, и да, это так. Невозможно быть объективным, когда ты едешь из Нью-Йорка куда-нибудь в Африку, да еще приговариваешь: «Да, я буду абсолютно объективен».


Тем временем в России

Далеко не все российские издания выкладывают в сеть свои редакционные стандарты. Тем не менее, сравнивая то, что есть, с западными медиа, можно найти общие черты. Например, цифровое издательство Look At Media указывает, что конфликт интересов может быть основанием для отказа автору в публикации статьи. В то же время допускается несовпадение мнения редакции и автора, однако откровенные экстремисты, как сказано на сайте, «трибуну не получают». Кроме того, Look At Me принципиально не используют скрытую и агрессивную рекламу, выступают против «нагона мусорного трафика» и придерживаются политики беспристрастности как в отношении контента, так и в отношении рекламы, на что обращают внимание в 4 пунктах из 8.

Елизавета Осетинская, главный редактор РБК, одного из крупнейших информационных агентств нашей страны, огласила в соцсетях 5 главных правил своей редакции, на основе которых будут написаны стайл-бук и редакционные регламенты. Но это, скорее, как раз те самые традиционные принципы журналистики, к которым уже давно привыкли и которым давно следуют американские медиа. Так, на первом месте стоит независимость – «от акционеров, рекламодателей, органов власти и политиков». На втором – качество, то есть работа редакции строится на международных принципах качественной журналистики (наличие не менее 3 разных источников, достоверность информации, широкий спектр мнений, которые обязательно должны быть авторизованы и высказаны авторитетным экспертом). «У РБК нет информационных табу», говорится в сообщении, то есть возможны ссылки на любые достоверные источники.

Единственное правило, которое учитывает цифровые реалии – политика исправления ошибок. Осетинская пишет, что редакция будет публиковать исправления к опубликованным материалам в открытой форме и взаимодействовать с аудиторией по поводу правок. Впрочем, возможно в финальной версии документа появится больше правил, на которые повлияла новая цифровая среда.

Источник: mediatoolbox.ru
Впервые опубликовано в журнале «Журналист» №10/2014


Читайте также:

7 трендов новых медиа в 2015 году — Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты», анализирует информационные технологии и рассуждает о том, что ждет медиа в наступившем году.

«Самое сложное — не быть середняком» — Специалисты дизайн-бюро «Щука» рассуждают о том, могут ли существовать тексты без картинок, как восприятие материала зависит от визуальной подачи и как должны строиться отношения между редакторами и дизайнерами.
  • Рейтинг: 1
  • Рейтинг
    1
comments powered by Disqus